11 сентября 2012

Обряды в Советском Союзе

Тот факт, что идеологическая пропаганда советских властей во многом имела религиозный характер, сегодня не вызывает сомнений. Да и еще при Советском Союзе многие обращали на это внимание. В качестве хорошей иллюстрации этого явления можно привести, например, анекдот, опубликованный в книге Прот. Михаила Ардова "Мелочи архи... прото... и просто иерейской жизни":

"Я уже упоминал о том, что в семинариях до сих пор составляются пародийные акафисты, высмеивающие начальствующих и преподавателей. Но вот шутка с политическим оттенком, и в семидесятых годах, когда она была в ходу, ее "авторы" и "исполнители" могли за нее поплатиться. К сожалению, в записи это сильно проигрывает, тут все надо произносить вслух с соответствующими интонациями.
Д и а к о н: Вонмем!
Ч т е ц: Прокимен, глас четвертый. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Х о р: Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Ч т е ц: Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма.
Х о р: Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Ч т е ц: Пролетарии всех стран...
Х о р: Соединяйтесь!
Д и а к о н: Премудрость!
Ч т е ц: Соборного послания Леонида Брежнева чтение!
Д и а к о н: Вонмем!
Ч т е ц: До-ро-гы-я то-ва-ры-щы..."

Недавно я нашел этому еще одно подтверждение. Мне в руки попалась книжка, изданная 
"Комиссией по изучению и внедрению новых гражданских праздников и обрядов Украинской ССР" в 1976 г. "Рекомендації до обрядів "одруження" і "народини" (українською і російською мовою)". Ради интереса, приведу сканы обложки и, для примера, нескольких страниц книги, чтобы было понятно о чем идет речь.




Я думаю, советская марксистско-ленинская религиозная мысль еще дождется своих исследователей, а пока эта книга займет достойное место в библиотеке моего кума-религиоведа.

Комментариев нет: