В этом году потеплело только к середине марта, и мы, в первый же теплый и солнечный выходной день, решили выбраться из Киева. Для первой весенней прогулки был выбран небольшой город Боярка, расположенный в 20 км от Киева. Добраться из Киева до Боярки несложно, туда регулярно отправляются маршрутные такси от пл. Победы, Центрального ж/д вокзала, ст. м. Святошин, ст. м. Лыбидская и др. На маршрутке от м. Святошин (проезд стоит 7 грн.) до ж/д станции Боярка мы ехали больше 40 минут. Поскольку маршрут имеет довольно много поворотов, за это время нас изрядно укачало. Поэтому назад мы добирались электричкой, что оказалось намного удобнее ― меньше 30 мин. в дороге, проезд 4,50 грн., а, кроме того, салон почти пустой и совсем не трясет и не укачивает.
Первые древнерусские поселения на территории современной Боярки относят к V―VI вв. Позднее на этом месте образовалось село Будаевка. Толчком к развитию села послужило строительство железнодорожной ветки Киев―Фастов. В 1870 г. рядом с селом Будаевка открывается железнодорожная станция, названная в честь соседнего села Бояркой. С этого момента здесь начинает расти дачный городок, который к концу XIX в. превращается в лечебно-климатический курорт.
Всемирную известность станция Боярка приобрела в 1930-х годах. Именно здесь происходили действия знаменитого романа Н. Островского "Как закалялась сталь", рассказывающего о том, как комсомольский отряд строил узкоколейную железную дорогу из боярских лесов для доставки дров в замерзающий Киев. Кстати, до сих пор точную трассировку узкоколейки установить не удалось, что позволяет некоторым авторам сомневаться в реальности описанных в романе событий.
Фактически все маршрутки, как и электричка, останавливаются у ж/д станции Боярка. Если отправиться оттуда вдоль путей в сторону Фастова (противоположную Киеву), то через 200 м, справа от переезда, можно увидеть большое красное здание в стиле модерн. Это здание построено в 1911 г. как детский приют, а в 1921 г. здесь жил Н. Островский и другие комсомольцы, строители узкоколейки.
Здание боярского детского приюта, перед которым установлен памятник комсомольцам-строителям
Здание детского приюта
Декор окон детского приюта
Входная дверь здания декорирована оригинальными круглыми стеклянными вставками
Сразу за зданием приюта находится памятник Н. Островскому и боярский краеведческий музей (вход 2 грн., фото ― еще 10)
В музее два зала, в первом выставлены различные артефакты из разных исторических периодов существования Боярки, второй зал посвящен Н. Островскому и строителям узкоколейки
Вышитый рушнык с изображением "комикса" из крестьянской жизни. Возможно, подобными рушныками вдохновлялся живший неподалеку художник Н.К. Пимоненко, о котором речь пойдет далее
Настоящая кожаная куртка строителя узкоколейки
Роман "Как закалялась сталь" почему-то пользуется особой популярностью в Китае, в частности, в 2000-х годах китайцы сняли по нему фильм. Вероятно, это послужило материалом для данной картины, которая подписана следующим образом "Художнік Юрій Горбачов. УТОПИЯ. Китай финансирует проект и строительство архитектурного комплекса Боярского музея им. Н. Островского . Акварель. 2010 р. 50х70"
Орудия труда строителей узкоколейки
Через дорогу от краеведческого музея, возле здания с вывеской "Шиномонтаж", останавливается маршрутка №11, которая идет в близлежащие село Малютянка (ехать около 10 мин., проезд 2,50 грн.) В этом селе последние годы своей жизни провел известный украинский художник Н.К. Пимоненко. Сейчас в селе действует его музей. Чтобы туда попасть, необходимо выйти на первой остановке в селе и пройти метров 50 по грунтовой дороге налево.
Музей Н.К. Пимоненко. Музей основан сравнительно недавно в здании сельской библиотеки. Экспозиция состоит в основном из репродукций картин художника
Самым интересным в музее мне показались фото реальных прототипов персонажей картин Пимоненко. Это, например, Сиротинская Ульяна Самойловна, позировавшая художнику для его последней картины "Гуси, додому!"
Рисунок часовни в Малютянке, которую расписывал отец Н.К. Пимоненко
Кроме основной экспозиции музея, здесь также есть небольшой этнографический уголок
Оригинальные цвета местной вышивки
Одним из источников вдохновения Пимоненко служил местный пруд
Вернувшись на вокзал в Боярку, мы осмотрели паровоз узкоколейки, установленный на пьедестале, и отправились к последней за эту поездку достопримечательности ― Свято-Михайловской церкви
Дорога к церкви начинается от ж/д переезда, но идти надо не направо, как к музею, а в противоположную сторону. Современное здание храма построено в 1901 г. киевским архитектором Н.Н. Гордениным
Купол колокольни храма. В 1920 г. один местный комсомолец собрал группу жителей Будаевки для того чтобы снять кресты с храма. Взобравшись наверх, он не удержался и упал на штырь крыльца. С тех пор и до настоящего времени храм не закрывался
Рядом с храмом установлен крест на месте древнерусского городища
Декор Свято-Михайловского храма
Декор Свято-Михайловского храма
Вид на храм и озеро, над которым он расположен
Комментариев нет:
Отправить комментарий