27 ноября 2010

Буштино - Хустский район - Кидеш

Вторую половину октябрьской закарпатской поездки (с 28 октября по 1 ноября) я решил начать с Ивано-Франковска, а оттуда через Карпаты на автобусе доехать до Хуста. В Хусте в 2 часа дня меня обещали встретить, чтобы я смог присоединиться к экскурсии по местным достопримечательностям.
К сожалению, все утренние автобусы с автовокзала в направлении Закарпатья идут через Яблуницкий перевал до Рахова, а это существенно дольше, поэтому мне не удалось погулять по Ивано-Франковску. Дорога до Рахова хотя и долгая, но очень живописная, она проходит через известные туристические центры Надвирну и Яремчу и затем поднимается на высоту более 900 м, позволяя вдоволь налюбоваться заснежеными карпатскими вершинами. По Рахову я тоже толком не погулял, т. к. пришлось сразу же пересаживаться на автобус в Хуст, чтобы успеть к 2-м часам.
Дорога из Рахова до Хуста идет вдоль Тисы, по руслу которой проходит румынская граница, поэтому большую часть пути можно из окна разглядывать Румынию. Кстати, при въезде на приграничную территорию, автобус останавливают для проверки наличия паспортов. Т.к. мой маршрут изменился, место встречи было перенесено из Хуста в Буштино, поселок в тячевском районе, где и началась наша экскурсия.
В центре села Буштино находится двухэтажный дом с вывеской «Художній салон». В нем, кроме, непосредственно, салона, располагается частный этнографический музей, коллекция которого включает в себя более 250 уникальных экспонатов, в основном предметы народной одежды, собранные в этом регионе. Музей приятно удивил даже не тем, что все экспонаты собраны непосредственно хозяевами на собственные средства, а открытостью и готовностью поделиться собранными материалами: здесь разрешается фотографироваться, одевать на себя предметы экспозиции и заниматься научными исследованиями.

Ткацкий станок в музее в Буштино

Экспозиция музея в Буштино

Хозяйка музея демонстрирует самый старый экспонат, вышитую сорочку XIX в.

Хозяева музея провожают посетителей

Выехав из Буштино, мы пересекли границу хустского района и направились в с. Ныжне Селище, где нас ждала экскурсия в сыроварне. По дороге мы последовательно посетили четыре деревянных храма в селах Стебливка, Сокирница, Крайниково и Данилове.

Церковь Рождества Богородицы в Стебливке, 1797 г. 15 лет назад она сгорела, сейчас проходит реставрация

Церковь святого Николая в Сокирнице, 1704 г.

Михайловская церковь в Крайниково, 1668 г. Из всех осмотренных храмов, этот нас больше всего впечатлил

Апсида Михайловской церкви в Крайниково

Колокольня над притвором Михайловской церкви в Крайниково

Галлерея над притвором Михайловской церкви в Крайниково

Никольская церковь в Данилово, 1779. К сожалению, ближе рассмотреть не хватило времени

Сыроварня в Ныжнем Селище основана в 1994 г. при участии швейцарских сыроваров. Технология отличается тем, что в процессе производства используются исключительно натуральные продукты.
На обратном пути мы ненадолго заехали в Св.-Николаевский монастырь в с. Иза.

Сыроварня в Ныжнем Селище. Экскурсовод показывает основные этапы технологического процесса.

Сыроварня в Ныжнем Селище. Сыр вызревает на протяжении нескольких месяцев.

Сыроварня в Ныжнем Селище. Дегустация.

Храм в Св.-Николаевском монастыре с. Иза

С. Иза является центром лозоплетения в Закарпатье. Почти у каждых ворот выставлены на продажу предметы производства.

Здесь же продают и материал для плетения

В Хуст мы приехали уже затемно, поэтому, к сожалению в этот раз о нем рассказывать особенно нечего.
Еще одним интересным моментом этой поездки было посещение дегустационного зала у Карла Карловича Шоша в с. Кидеш в 5 км от Берегово. Вообще говоря, дегустация здесь длится более часа, но в день нашего посещения она не была запланирована — Карл Карлович собирался куда-то уезжать. Поэтому мне за 10 минут пришлось продегустировать около 20 напитков от сухого вина до закарпатской водки паленки, что оставило неизгладимые впечатления:)

Дегустационный зал К.К. Шоша

Винный погреб К.К. Шоша

Винодельческий пресс

Во дворе собрана небольшая экспозиция предметов закарпатского быта

На обратном пути из Кидеша мы осмотрели костел Иоанна Крестителя, построенный в XII-XIV вв. История костела связана с венгерским королем Шоломоном, сыном Анастасии Ярославны, которая в свою очередь была дочерью киевского князя Ярослава Мудрого. Костел изначально строился как католический, а теперь используется как реформаторский.

Костел Иоанна Крестителя в Кидеше. К сожалению, я оказался тут сразу после дегустации, поэтому фото не очень вышли

Апсида костела Иоанна Крестителя в Кидеше. Стоит обратить внимание на толщину стен в оконных проемах: костел имел оборонное значение