Около 3-х недель назад в поисках очередной книжки для чтения в транспорте, я забрел в одну из многочисленных лавок уцененной литературы, открывшихся сейчас, во время кризиса, почти у каждой станции метро. С развлекательными книгами мне не повезло, но я наткнулся на роман В.Г. Зебальда «Аустерлиц», аннотации на обложке которого называли его «первым великим романом XIX в.», а автора сравнивали с Борхесом и Кафкой… в общем я поддался искушению. Главной фигурой романа выступает исследователь архитектуры фортификационных сооружений еврейской национальности, потерявшийся в собственной истории, Жак Аустерлиц. В лучших традициях психоаналитической науки главный герой, оторванный в раннем детстве от родителей и переселенный из Чехословакии в Англию, вытесняет из своего сознания, все связанное с собственным происхождением и Второй Мировой войной. Со временем это сказывается на его самочувствии в виде приступов различных душевных болезней, в частности «истерической эпилепсии», и, в конце концов, заставляет его сделать над собой усилие начать поиски информации о своих корнях. Очень быстро выясняется, что его мать, после его отправки в Англию, была депортирована в гетто, располагавшееся в крепости Терезин. Далее, достаточно много внимания уделяется жизни и быту терезинских узников, и, даже, немного говорится об истории самой крепости. В частности, сказано, что «… в этих казематах томилось немало государственных преступников, врагов габсбургской монархии…»
Именно об этих врагах я хотел бы написать. Кроме личных и непосредственных врагов австрийского императора, таких как Гаврило Принцип, с 1914 по 1915 год в Терезине содержалось более 1000 наших соотечественников — Галицких русинов. С началом Первой Мировой они были, как сказано в немецкой википедии — „vorsorglich“ — «предупредительно», «на всякий случай», арестованы за явную или подозреваемую симпатию к России. В 1915 году большая часть из них была переправлена в Талергоф, где они содержались в нечеловеческих условиях до 1917 г. Через Терезин и Талергоф за время их существования прошло около 20000 человек. В Сети в свободном доступе присутствуют несколько выпусков «Талергофского альманаха», содержащих воспоминания жертв и участников этих событий. По ним можно судить о той истерии, которая царила, поддерживаемая австрийскими властями, в Галичине на момент начала Первой Мировой. Поводом к аресту могла служить найденная книга или газета на русском языке, русская икона и т.д. Самое ужасное в этом было то, что чаще всего арест или даже расстрел на месте, совершался по факту доноса, совершенного кем-то из своих, соседей, галичан, якобы, национально сознательных украинцев. Результатом борьбы с русофилами и москвофилами стало планомерное уничтожение представителей украинской нации своими соотечественниками (на 1916 год в Талергофе содержалось 85% украинцев), причем под репрессии часто попадали интеллектуалы — студенты, священники и просто образованные люди, способные задумываться над происходящим. Фактически, происходившее в Талергофе и Терезине можно считать геноцидом украинской интеллектуальной элиты руками самих же украинцев, сравнимым, на мой взгляд, с коммунистическим террором.
Комментариев нет:
Отправить комментарий